Previous Entry Share
О происхождении образа Б-га...
kosmopolito
Частично копипаста... =)

Вопрос о происхождении образа Б-га и богов неоднократно ставился в литературе, науке. На него пытались ответить философы, теологи, этнографы, историки, психологи и психиатры, социологи... Здесь я хотел бы попытаться обобщить некоторые наработки в данной сфере.

Богословская точка зрения, согласно которой образ Б. был внушен первым людям непосредственно "божественным откровением", оказала влияние на некоторые направления в науке (концепция "прамонотеизма", защищавшаяся преимущественно католической венской школой этнологии во главе с В. Шмидтом, пытавшейся доказать наличие в верованиях самых отсталых народов древнего образа верховного небесного существа).

Представители мифологической точки зрения (Я. Гримм, М. Мюллер) считали Б. олицетворением сил природы. преимущественно небесных тел и явлений (неба, грозы, солнца, луны и пр.). Древние люди, мол, не понимали причин движения светил, перемен погоды и т.п. и объясняли их действиями сверхъестественных существ - отсюда образы божества неба, солнца, грозы и пр.; им поклонялись как могучим существам, старались умилостивить и задобрить; постепенно происходит упадок этого древнего возвышенно-мифологического мировоззрения: небесные Б. "спускаются" на землю, превращаются в человеческие или животные эпические или сказочные образы. К слову, эта концепция утратила свое влияние после того. как этнографическая наука с 70-х гг. 19 века стала открывать в верованиях многих отсталых народов гораздо более древний пласт, чем астральная мифология индоевропейцев.

Представители т.н. эволюционистского направления в истории культуры (Э. Тайлор, Дж. Леббок, Ю. Липперт и др.) возникновение веры в небесных Б. и монотеизм рассматривали в качестве позднейшего этапа эволюции религиозно-мистико-мифологических представлений. Разновидность этой теории составляла концепцию "манизма" (через "а", ибо монизм - это другое) (Г. Спенсер), связывавшая возникновение понятия о богах с культом предков (Б-г как обобщенный предок). Многие эволюционисты придерживались эвгемеристического толкования мифов, согласно которому Б. суть реальные люди-предки.

Иную т.з. на корни образа Б. выдвинул Дж. Фрейзер; по его мнению, представления о Б. зародились в сознании человека тогда, когда он разуверился в собственной способности магически воздействовать на окружающий мир и должен был признать, что есть некие высшие существа, управляющие миром. Сходный взгляд высказал немецкий этнограф К. Прёйс. Он полагал, что Б. - олицетворенные колдовские акты, "действующие субстанции", которые как бы "стягивают к себе волшебные действия многих иных субстанций". Близка к этому и теория немецкого ученого Г. Узенера, считавшего (он опирался при этом на древнеримские имена Б.), что древний человек, вечно боявшийся всего неизвестного, олицетворял и обожествлял каждое отдельное действие и явление в окружающем его мире, - так и появились сначала "мгновенные Б.", а затем и видовые, или "особые", Б. имена которых означали лишь простые эпитеты, а впоследствии, когда значение этих эпитетов было забыто, они превратились в собственные имена Б. - тогда и появились мелкие божества античного пантеона.

Фрейдизм рассматривал образ Б. как сублимат подавленного образа отца ("каждый создает Б-га по образу своего отца"), а образ богини-матери как сублимат образа матери.

Французская социологическая школа Э. Дюркгейма попыталась решить проблему генезиса образа Б., исходя из социальной психологии. По Дюркгейму, Б. - это олицетворение социальных сил, действующих на человека, но непонятных ему; каждой форме общества соответствует присущее ей представление о Б-ге.

  • 1
гг, Фрейд доволен

  • 1
?

Log in